ДОЛГИХ ЛЕТ  ТЕБЕ,  «ГОМЕР»!

 

 

 

    С первого взгляда "было ясно, что художники «Гомера» — яркие, непохожие друг на друга личности. На выставке с реалистическими пейзажами Дмитрия Сузюмова и Ярослава Русакова соседствуют гигантские экспрессионистские полотна Светланы Кнуровой, запечатлевшие полуобнаженные женские фигуры, причудливые фантазии Ярослава Швеца (чего стоит название одной из них — «Космический суп») и серии радужных абстракций Ирины Казьминой. Сергей Царапкин и Александр Романов предстали сразу в двух качествах: помимо замечательной резьбы по дереву, Сергей показал свои графические листы, а Александр — живопись.

    Ответ на вопрос, что же объединяет таких разных людей, подсказывает название группы: все художники — инвалиды по зрению. По словам председателя общества «Гомер» С. Царапкина, большинство из них сложились как творческие личности задолго до объединения. Они участвовали в выставках, кто-то даже «дорос» до персональной. И все же решили объединиться «для более полной реализации своих творческих планов».

    Но создание организации принесло и совершенно неожиданные плоды. Сергей отмечает, что уже первые совместные выставки показали «социальную значимость объединения». Оказалось, что картины людей, которые в лучшем случае что-то видят в трех-четы-рех метрах от себя, способны открыть зрячим красоту окружающего мира.

    Большинство работ на выставке — живописные и графические полотна. Среди их авторов есть и полностью незрячие люди. Как же они работают? Этот вопрос я задала Александру Романову, ослеп­шему в 16 лет.

    — Я использую технику трафаретов и шаблонов. Сперва закрашиваю фон, потом вырезаю из бумаги шаблоны, сначала большие, потом все мельче и мельче, накладываю и закрашиваю их. Например, сюжет картины «Мир света» — это сон, который я видел лет в 12, но только сейчас смог воплотить. В том сне был кромешный мрак, какая-то жуткая пустота — и вдруг открылась как бы дверь в другой, светящийся мир...

    В совершенно иной технике работают студийцы из московской школы-интерната № 1, которые тоже приняли участие в выставке. Как рассказала педагог Наталья Морозова, их ноу-хау — пластилиновая живопись. Ребята создают впечатляющие реалистичные картины, накладывая на бумагу тонкий слой разноцветного пластилина. Такие рельефные работы могут не только оценить зрячие, но и «прочитать» пальцами их однокашники. Чтобы картины не портились, их покрывают лаком. Наталья Евгеньевна отметила, что ребятам занятия «пластилиновой живописью» доставляют не только удовольствие, но и большую поль­зу: воспроизводя мир на ощупь, они приобретают представления о пространстве и глубине.

    Организаторы вернисажа сделали все, чтобы праздник запомнился надолго. Неожиданно для всех появился даже припозднившийся Дед Мороз, который с прибаутками .раздал подарки сначала юным, а потом и взрослым участникам выставки. Не отстало от него и руководство центра «Преодоление» — художникам вручили недавно переизданный роман Островского «Как закалялась сталь» и книги о жизни писателя.

    Во время этой веселой церемонии в очередной раз подтвердилась старая истина: талантливый человек талантлив во всём. Оказалось, что самый маленький участник выставки, 11-летний Ярослав Комаров, не только здорово рисует, но и играет на дудочке. Таланты других членов «Гомера» раскрылись чуть позже: во время фуршета художники наперебой читали собственные стихи. Как и положено в день рождения, было много радости, смеха и улыбок.

    Словом, праздник удался.

 

    Екатерина ЗОТОВА.    "РУССКИЙ ИНВАЛИД"  01.2005

 

Hosted by uCoz