ДОЛГИХ ЛЕТ ТЕБЕ, «ГОМЕР»!
С первого взгляда "было ясно, что
художники «Гомера» — яркие, непохожие друг на друга личности. На выставке с
реалистическими пейзажами Дмитрия Сузюмова и Ярослава Русакова соседствуют
гигантские экспрессионистские полотна Светланы Кнуровой, запечатлевшие
полуобнаженные женские фигуры, причудливые фантазии Ярослава Швеца (чего стоит
название одной из них — «Космический суп») и серии радужных абстракций Ирины
Казьминой. Сергей Царапкин и Александр Романов предстали сразу в двух
качествах: помимо замечательной резьбы по дереву, Сергей показал свои
графические листы, а Александр — живопись.
Ответ на вопрос, что же объединяет таких
разных людей, подсказывает название группы: все художники — инвалиды по зрению.
По словам председателя общества «Гомер» С. Царапкина, большинство из них
сложились как творческие личности задолго до объединения. Они участвовали в
выставках, кто-то даже «дорос» до персональной. И все же решили объединиться
«для более полной реализации своих творческих планов».
Но создание организации принесло и
совершенно неожиданные плоды. Сергей отмечает, что уже первые совместные
выставки показали «социальную значимость объединения». Оказалось, что картины
людей, которые в лучшем случае что-то видят в трех-четы-рех метрах от себя,
способны открыть зрячим красоту окружающего мира.
Большинство работ на выставке — живописные
и графические полотна. Среди их авторов есть и полностью незрячие люди. Как же
они работают? Этот вопрос я задала Александру Романову, ослепшему в 16 лет.
— Я использую технику трафаретов и
шаблонов. Сперва закрашиваю фон, потом вырезаю из бумаги шаблоны, сначала
большие, потом все мельче и мельче, накладываю и закрашиваю их. Например, сюжет
картины «Мир света» — это сон, который я видел лет в 12, но только сейчас смог
воплотить. В том сне был кромешный мрак, какая-то жуткая пустота — и вдруг
открылась как бы дверь в другой, светящийся мир...
В совершенно иной технике работают
студийцы из московской школы-интерната № 1, которые тоже приняли участие в
выставке. Как рассказала педагог Наталья Морозова, их ноу-хау — пластилиновая
живопись. Ребята создают впечатляющие реалистичные картины, накладывая на
бумагу тонкий слой разноцветного пластилина. Такие рельефные работы могут не
только оценить зрячие, но и «прочитать» пальцами их однокашники. Чтобы картины
не портились, их покрывают лаком. Наталья Евгеньевна отметила, что ребятам
занятия «пластилиновой живописью» доставляют не только удовольствие, но и
большую пользу: воспроизводя мир на ощупь, они приобретают представления о
пространстве и глубине.
Организаторы вернисажа сделали все, чтобы
праздник запомнился надолго. Неожиданно для всех появился даже припозднившийся
Дед Мороз, который с прибаутками .раздал подарки сначала юным, а потом и
взрослым участникам выставки. Не отстало от него и руководство центра
«Преодоление» — художникам вручили недавно переизданный роман Островского «Как
закалялась сталь» и книги о жизни писателя.
Во время этой веселой церемонии в
очередной раз подтвердилась старая истина: талантливый человек талантлив во
всём. Оказалось, что самый маленький участник выставки, 11-летний Ярослав
Комаров, не только здорово рисует, но и играет на дудочке. Таланты других
членов «Гомера» раскрылись чуть позже: во время фуршета художники наперебой
читали собственные стихи. Как и положено в день рождения, было много радости,
смеха и улыбок.
Словом, праздник удался.
Екатерина ЗОТОВА. "РУССКИЙ ИНВАЛИД" 01.2005