«…и мы в этом мире не лишние!»

 

    В Москве на улице Тверская, дом 14 у входа в центр «Преодоление», находящемся  при музее  Н. Островского  вывешена афиша, в которой написано, что творческим

объединением инвалидов «Гомер» с 21 января по 20 февраля 2005 г. проводится Выставка незрячих художников «И мы в этом мире не  лишние».

 

    Заинтересовавшиеся афишей люди, заходят, покупают недорогие билеты и, поднявшись на второй этаж дворянского особняка начала 19 в., попадают в просторный

хорошо оборудованный выставочный зал. Именно здесь проходит эта необычная выставка. Но прежде,  чем и мы вслед за посетителями войдём в зал, давайте коротко

резюмируем достижения творческого объединения  «Гомер».

 

    Если сделать предварительный итог прожитого первого года, то можно сказать, что организация «Гомер» подтвердила свою жизнеспособность, свою необходимость

существования, как структуры, наиболее полно отвечающей потребностям творчески  сориентированной части незрячих людей. Очевидным становится важный  аспект

социального резонанса, который стабильно вызывается выставками и мероприятиями проводимыми «Гомером». Ведь за каждой картиной стоит непростая судьба конкретного

человека.  Сколько нужно иметь мужества,  воли к преодолению в себе своего недуга, жизнеутверждающей силы и жажды творчества, чтобы в горниле душевных

переживаний выплавлять и воплощать яркие самобытные образы с высоким художественным достоинством.

 

    Люди, приходящие на  подобные выставки  испытывают  переживания, эмоции, которые им вряд ли откроет  другая выставка, прочтённая книга или увиденный

фильм. А  если это  волнует человека, если  искусство незрячих заставляет задумываться над жизнью значит это нужно не только самим художникам. Подтверждает

это книга отзывов, где на каждой странице сквозит восхищение, радость, благодарность всех без исключения посетителей.

 

    Давайте войдём в выставочный зал.

 

    Здесь представлены шестнадцать художников. Каждый -   это яркая личность, заслуживающая особого внимания.  Экскурсоводы центра подробно рассказывают

о каждом:

 

    Яков Исаков, Светлана Кнурова, Ярослав Швец, Ирина Казмина, Дмитрий Сузюмов, Ольга Зайцева, Александр Романов, Ярослав Комаров, Френсис Фейя (Франция),

Надежда Галактионова,  Сергей Царапкин. Рельефная и традиционная живопись, графика, корнепластика, объемная резьба по дереву, скульптура, керамика. Всего

девяносто работ.

 

    Впервые представлено новое направление деятельности организации. Это детская секция. Одиннадцать детей и подростков выставили пятнадцать работ.

 

    Педагогом Н. Медведевой представлено творчество учащихся интерната №1 г. Москва.  Незрячие дети рисуют в технике  пластилиновой живописи. С  помощью

цветного пластилина и специально для этого разработанной методики дети рисуют объемные картины. Это пейзажи, портреты людей, образы различных животных,

натюрморты.

 

    Если Ярослав Комаров и Надя Галактионова рисуют гуашью очаровательных домашних животных и узнаваемые московские пейзажи, то Афанасьев Саша, Нимирова

Катя, Шавлюк Настя, Морхова Таня, Копылов Федя, Снегерева Катя, Макушина Надя, Юркина Настя и Озернова Настя рисуют в технике пластического рельефа.

 

    Дети заранее знают, где и в какой последовательности лежит тот или иной  цветной кусочек пластилина. Например, третий слева -  это светло-зеленый, а

седьмой по счёту -  это ярко-красный. Главное, взяв тот или иной цвет, надо  положить его на место.

 

    С педагогом сначала обсуждается, что ребенок будет рисовать. Например, Морхова Таня хочет запечатлеть раннюю весну. Вместе с преподавателем ребенок

вспоминает признаки ранней весны, когда еще царствует зима, когда в лесу ещё много снега, но по  неуловимым признакам чувствуется, что  весна уже тут.

 В воображении ребенка возникает вполне отчётливая цветная картинка.  Если внутренним зрением вглядываться в эту картинку, можно услышать пение птиц, запах

воздуха. Признаком весны станут робкий ручеек и особенная прозрачность, которая бывает лишь ранней весной.

 

    На картонной основе  тонким слоем пластилина прокладывается общий фон. Это небо и покрытая снегом земля.  Пластилиновый невысокий рельеф помогает ребенку

чувствовать фактуру неба и заснеженной земли. Затем с помощью стек процарапывается по проложенному фону  контуры деревьев. На переднем плане обозначается

одинокий куст. Контуры прокладываются  так же пластилином, и вырастают деревья.  В снегу возникает проталина, и с пригорка начинает струиться ручеёк. Оттенки

снега и туманная синева за деревьями  подчеркивают присутствие весны.  Общая высота пластического рельефа не более сантиметра.  Живопись в разрезе могла

бы напомнить слоёный пирог, где в самом низу фон, затем дальний план с синей дымкой, потом дальние деревья, более крупные деревья поближе и, наконец, куст.

 

    Дети, создавая  свои пластилиновые миры, несомненно получают эстетическое наслаждение от работы. Но и сама эта работа дает возможность для детей, особенно

слепорожденных,  через творчество осваивать окружающий мир.  С помощью  чутких пальчиков они знакомятся с понятиями «пространство», «объем», «перспектива».

Мир в воображении детей уже не плоский, черно-белый, бесформенный, а объёмный, цветной, разнообразный.

 

    Творчество незрячих людей помогает  всем, кто приходит на выставку осознать себя  »не лишним в этом мире».

 

А если это так, значит, прав поэт, написавший:

 

    На окнах растут цветы;

 

    На полках живет тишина;

 

    И я в этом мире нелишний!

 

    Благодарность сотрудникам музея Н. Островского, клубу «Синтон», и всем, кто откликнулся  на наше мероприятие.

 

    С. Царапкин. Январь 2005.

Hosted by uCoz