Благотворительная  газета  "Русский инвалид"

 

Рукопожатие

 

двух столиц

 

  18 февраля 2006 г. в центре Москвы в галерее «Преодоление» (при музее Николая Островского) открылась выставка художников инвалидов по зрению.

 

  Название выставки символично и вместес тем очень точно – «Рукопожатие двух столиц». Это совместная экспозиция художников Москвы и Санкт- Петербурга.

 

  Как же всё начиналось? А вот как: представители творческого объединения Арт-Гомер (это независимое объединение незрячих художников создано 4 января 2004 г.) совершили летом 2005 года разведывательную экспедицию в Петербург, так как слухи о питерских живописцах и керамистах, не смотря ни на что, пробивались в столице. Таким образом, Москвичи первыми протянули нам руку дружбы, что, несомненно, делает им честь.

 

  «Гомер» шествует уже 3-й год и никакой помощи от ВОС (всероссийского общество слепых) не получал и не получает. С тех пор как Гомеровцы поняли, что только они сами себе помогут, – они не только провели множество выставок, они обучают детей с ограниченными возможностями лепке и рисованию, но и получили статус юридического лица.   - Всё это, несмотря на то, что: «Чиновники нас давно похоронили, а мы живем и процветаем» – говорит председатель Сергей Царапкин.

 

  Традиции Питерской студии более давние. Наша история начинается с XIX в. В 1881 году основана школа для слепых и слабовидящих детей. Теперь школа носит имя основателя Константина Карловича Грота. В те времена главной задачей было – научить слепых зарабатывать на хлеб. Изобразительному искусству в ней не обучали, но гончарные мастерские всё же были. И только в 20 веке стали появляться методики обучения незрячих рисованию. В 1959 году в школу пришла Анжелика Коронатовна Константинова – профессиональный художник она делала всё, чтобы привить слепым и слабовидящим детям изобразительные навыки. В 1960 году в рядах художников - преподавателей прибыло, – появился неукротимый, неуёмный энтузиаст Юрий Алексеевич Нашивочников. Вырастив поколение художников в школе, он не остановился на достигнутом. В 1975 году он перенёс своё преподавание на Гатчинскую улицу, где ныне находится студия керамистов (при ДК имени Шелгунова). Именно здесь совершенствуют свои таланты выпускники школы им. Грота.

 

  Это значит, существует преемственность. Поэтому на выставке в Москве представлены работы тех, кого, увы, уже нет в живых – Анатолия Кончакова, и работы ныне здравствующих мастеров – Тамары Куренковой, Владимира Божанова, Игоря Князева, Ольги Ершовой, Олега Зиновьева, Андрея Савочкина, Елены Пашутиной Александра Нехорошева, Натальи Селивановой, а также работы школьниц Ани Кунаевой и Нади Щемелёвой. У школьниц замечательные учителя рисования – Ирина Дмитриевна Кузнецова и Ирма Сергеевна Кондратьева.

 

  Москвичи представлены многочисленно и многожанрово. Здесь и религиозная тема в картинах Дмитрия Сузюмова и Сергея Царапкина, и космические пейзажи Ярослава Швеца, и земная природа Якова Исакова, и фантастика Светланы Кнуровой, и осязаемая пластика Александра Романова, и многие другие.

 

  Конечно, Гомеровцы смогли шире представить своё творчество. Ведь их несравнимо меньше коснулись трудности перевозки. Они дома.

 

  Более того, именно Москва может похвастаться целевой бесплатной выставочной галереей для инвалидов. Напоминаю, что галерея «Преодоление» находится при музее Николая Островского и под его эгидой. И даже в постоянной экспозиции находятся произведения людей трудной судьбы. «Люди трудной судьбы» – так называется иллюстрированное цветное издание музея. Да и само здание музея оборудовано для инвалидов.

 

  У нас в Санкт-Петербурге до сих пор таких выставочных залов нет, не смотря на героические усилия главного редактора «Русского Инвалида» Геннадия Васильевича Дягилева. Единственное, что ему пока удалось это выставка в помещении редакции.

 

  Мы всё же надеемся на поддержку Петербургской администрации. Ведь намдействительно очень трудно, у нас действительно много проблем. У незрячих керамистов, которые создают уникальные произведения искусства, периодически возникает вопрос о продлении аренды помещения, где находится студия. Пришла в негодность единственная муфельная печь (которой пользуются с 1996 г.). Наша студия с благодарностью примет любую помощь.

 

  Мы не опускаем рук. Мы продолжаем работать. Мы готовимся к новым выставкам, в том числе и к ответной совместной с «Гомером» выставке в Санкт–Петербурге.

 

Так что – продолжение следует.

 

Наталья Селиванова

 

www.rinvalid.narod.ru/Vernisaz/Rukopozatie.htm

Hosted by uCoz