ТРОПА  ИСКУССТВ

 

 

    В Москве, в  Государственной Третьяковской галерее  (ул. Крымский Вал д. 10) 20 марта 2008г открылся месячник,  Которому подошел бы девиз: «Сделаем доступным изобразительное искусство для незрячих людей».

 

    Организаторами этого нового и по-своему необычного проекта выступили: Общественная организация незрячих художников «Арт-Гомер», Государственная Третьяковская галерея, Организация социально-творческой реабилитации инвалидов «Круг».  Спонсор проекта нефтегазовая компания "Шеврон Нефтегаз".

 

    Ярослав Комаров, Светлана Кнурова, Александр Романов, Сергей Царапкин и Ярослав Швец - художники объединения «Гомер»  представили свои картины.  Учащиеся интерната №1 для слепых детей на отдельном стенде показали  разнообразные образцы  пластилиновой живописи. Все эти работы украсили стены Третьяковской галереи, а  пространство между стенами было наполнено мрамором, бронзой, керамикой и деревом. Именно в этих материалах скульпторы Виктор и Андрей Губко ( отец и сын)  запечатлели свои художественные образы.  И если бы этим  все ограничилось, то уже получилась бы хорошая интересная выставка, где на равных выступают зрячие профессионалы-скульпторы и незрячие художники.  Но в этом изобразительном пространстве среди картин и скульптур была проложена «тропа искусств».

 

    Задачей всего проекта была попытка пусть даже на одной ограниченной данным пространством тропинке сделать, насколько это вообще возможно,  доступным для восприятия незрячего человека изобразительное искусство.

 

    Вот что говорит один из организаторов проекта   искусствовед, заведующая отделом образовательных программ Государственной Третьяковской галереи Елена Герасимова: «Выставка незрячих и слабовидящих художников "Арт-Гомер" и выставка скульптуры для незрячих - это часть арт-терапевтической программы Третьяковской галереи.

 

    Программа называется "Музей, открытый для всех". Цель программы - сделать музей, доступным и комфортным для людей с различными проблемами здоровья. В этом  году мы пробуем отработать "экскурсионные модули». То  есть наметить контуры программ для слепых, для глухих и для людей с нарушением интеллектуальной сферы. Экспозиция скульптуры, которую можно трогать, -  это первый опыт специальной музейной экспозиции в Третьяковской галерее».

 

    Честь и хвала Галерее  номер  один в масштабах всей России, какой является наша Третьяковка! Ведь по-настоящему открыть двери, чтобы в храме искусств  было комфортно, интересно и просто хорошо всем -   это актуальная социальная задача всех российских музеев. Ничего особенного дополнительного  в чем нуждается любой человек приходящий в музей для незрячего не надо. Есть особенность восприятия, которую надо просто учитывать. Схематически восприятие зрячего человека выстраивается по  принципу «от общего к частному». Сначала  человек видит целое а потом рассматривает детали. Незрячий   воспринимает   сначала частности а уж затем в представлении синтезирует целостную картинку. Включены активно каналы восприятия : слух и осязание. НО разве яркий экспрессивный  художественно-поэтический текст экскурсовода не помогает восприятию зрячего человека? Или хорошо подобранная фоном звучащая музыка?

 

    А разве никому из зрячих не хотелось  потрогать гладкий мрамор, холодную колючую бронзу или живое теплое дерево? Скульптор С. Коненков говорил, что хорошую  волнующую скульптуру ему всегда хотелось щупать и гладить.

 

    И вот это все произошло на «тропе искусства».

 

    Дети из интерната для слепых, учащиеся  волокаламского центра реабилитации, дети  с интеллектуальной недостаточностью из объединения «Круг» и вообще все желающие, пришедшие на вернисаж, получили возможность, слушая специально подготовленных экскурсоводов, внимая специально подготовленному музыкально-вокальному комментированию ощупываемых скульптур, пережить настоящий катарсис от представленных на выставке работ.

 

    Небольшие группы до пяти человек; выбор нескольких работ с которыми можно чуть подольше пообщаться с помощью рук;  прослушивание хороших текстов и хорошей музыки, И на наших глазах рождается тот самый модуль, о котором говорила Елена Герасимова.  А если еще подождать и не спешить, чтобы чаша переживания до краев наполнилась эмоциями, и  тогда наступит самое интересное.  ТО, ради чего все это затевалось.  Прежде  зажатые скованные незнакомым пространством люди вдруг начинают буквально фонтанировать теми образами и ассоциациями, которые их переполнили. Вот тогда общение перетекает плавно в чайную комнату, где уже ждет всех желающих свежий чай и конфеты. Вот и все. В сущности ничего особенного. И как же любопытно наблюдать,  как    увлеченно обмениваются мнениями о выставки  самые разные люди.

 

    А еще был замечательный концерт учащихся музыкального колледжа при московской консерватории.  Потом все друг с другом и группами фотографировались на  память,  и у многих появились новые друзья, и каждый смог узнать чуть  больше и о себе, и о  других. Общающихся людей согревали всё тот же чай и добрые улыбки. И это первый общероссийский канал телевидения отснял для всей России.

 

    Очень хочется верить, что такое важное и нужное дело  не ограничится календарным месяцем и одной тропинкой, и уже в ближайшем будущем станут обычным делом  увлекательные и познавательные экскурсии. А бессмертные шедевры, хранящиеся в изобилии в наших музеях, будут по-настоящему доступны.

 

 

    С. Царапкин.25.03.2008.

Hosted by uCoz