Живопись на ощупь.

 

 

 

  Распечатка репортажа Юлии Вдовиной от 18 марта 2008 года.

 

В Третьяковской галерее открылась выставка работ художников, которые лишены дара видеть. Но они не лишены возможности переносить цвета  и формы на бумагу.

 

  Это не посетитель и еще не экскурсия. До открытия выставки полчаса. За это время художник Сергей Царапкин должен понять, где разместили его работы и хотя

 бы примерно запомнить, в каком порядке. Чтобы знать, куда подвести друзей показать рисунки. Он не называет их "картины". О себе говорит: "Художник поневоле".

 

  Сергей Царапкин художник: "Вот я на вас смотрю, я вашего лица не вижу, на этом расстоянии внешний мир начинает для меня рассасываться, его нет. Вот эти

 

картины вы не встретите этих людей нигде, это жители моего подсознания, но они мне помогают острее тоньше этот мир воспринимать".

 

  Где-то почти наивное искусство, а где-то просто нетвердая детская рука. Всe это рисунки воспитанников школы-интерната для слабовидящих и незрячих. Такой

 

парадокс - слепой человек потрясающе переносит жизнь на бумагу, но что это за жизнь получилась, ему рассказывают зрячие, его первые зрители.

 

  Эти ладошки и пальчики, как сотни глаз в обыкновенном музее скульптуры. Другая сторона искусства. В Третьяковке ее называют "наша арт-терапевтическая

программа".

 

Чтобы прикоснуться к искусству, этим посетителям нужно в прямом смысле слова  дотронуться до него, иначе идти в музей бессмысленно. Никто из них до этого

 

дня не был ни на одной выставке.

 

  Александр Суворов - почетный гость на выставке, смеется, не только здесь, а почти всегда. Единственный в мире слепоглухой профессор психологии знает,

как

 

идти по жизни смеясь. Даже если идти приходится с палочкой и без помощника-переводчика. Он дотошно осматривает каждую работу, каждую выемку и выпуклость,

 

словно чтобы впрок налюбоваться миром или наоборот нагнать то время, когда не было возможности.

 

  Александр Суворов профессор психологии: "Однажды меня не подпустили к скульптуре, от огорчения даже голова заболела. Где-то они и правы, хлопочут о сохранности

 

 скульптуры, но если она недоступна зрителям, хотя бы таким, как я, то чего стоит сохранность? Может быть решение этой проблемы - побольше копий?".

 

Побольше копий и уменьшенный размер фигур, доступный для осмотра руками. Классика, современная скульптура - не имеет значения. Главное - иметь возможность.

 

А желание одно - быть ближе к миру, который на 80% человек познает с помощью зрения.

 

WWW.1tv.ru

Hosted by uCoz