КРАТКО  О  ГОМЕРОВЦАХ

 

 

    На полках живет тишина,

    на окнах растут цветы,

    и я в этом мире не лишний.

 

    с 11 мая по 12 июня 2004 г. в галерее «Кентавр» общественной организацией творчества  инвалидов  «Гомер» организована и проведена выставка семи художников.

 

    Представлено свыше семидесяти работ: живопись, графика, объемная резьба по дереву. Специфика этой выставки в том, что все представленные художники -

незрячие люди.  МЫ  знаем, что бывают незрячие музыканты, поэты, писатели. Но незрячие художники!..

 

    Перечисленные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства в основном рассчитаны на зрительное восприятие. Незрячий художник, написавший

картину, не может сам зрительно прочувствовать воздействие своего творчества. Ему говорят, что это необычно, интересно,  «сколько жизнеутверждающей энергии

излучают ваши работы»... Художнику остается поверить, ведь перед его собственными глазами уже с трех метров видится лишь мутное неопределенное пятно,

или он вообще ничего не видит. Это может вылиться в  трагедию, а сам слепой художник — предстать как нелепость. Чаще всего именно так и воспринимается

творчество незрячих людей. Зачем в таком случае человек, у которого слепнут глаза, вдруг берется за карандаш, кисть или пальцами начинает размазывать краски

по поверхности холста? Что он видит, если он ничего не видит?

 

    Конечно, эти вопросы - не эпатаж. Травма или болезнь приводят человека к потере зрения. И очень часто творчество становится для таких людей смыслом

жизни. Так случилось и с Александром Романовым. Мальчик восхищался красотой виденного им мира. Мечтал, когда вырастет, стать художником. Травма, полученная

им в возрасте шестнадцати лет, лишила его зрения. Волоколамский Центр реабилитации незрячих дал ему навыки резьбы по дереву. Богатое воображение, необыкновенная

чуткость в руках и трудолюбие сделали из Александра Романова замечательного художника объемной резьбы по дереву. Он — номинант премии «Филантроп», участник

многих совместных и персональных экспозиций. На выставке, о которой идет речь, проявилась новая грань таланта Александра Романова. Художник представил

две живописные картины, выполненные темперными красками  на листах ватмана.

 

    Сейчас Саша работает в  Центре реабилитации инвалидов в г.  Клин.

 

    Он прививает инвалидам различных категорий навыки резьбы по дереву, а в свободное время пишет стихи и прозу.

 

    Светлана Кнурова родилась в Казахстане в 1978 году. Острота зрения составляла 0,01 процента на оба глаза. Суженное поле зрения.

 

    «Мое зрение - как тонкий серебряный луч, в котором, как в лунной дорожке, материализуется некая духовная субстанция...» - рассказывает художница. Эту

силу Света называет Наставницей. Темы космических потоков и явления Наставницы проходят лейтмотивом через все оригинальное творчество художницы. Рисует

Светлана цветными карандашами и пастельными мелками на узких и длинных кусках обычных обоев. Трехметровые полотна излучают потоки космической энергии...

 

    Тема космоса волнует и другого участника выставки. Ярослав Швец - инвалид второй группы по зрению - рисует, если можно так выразиться, космические пейзажи.

Как выглядит поверхность Марса, что происходит в отдаленных уголках огромной Вселенной - вот что показывает в своих работах художник.

 

    Ван Гог в конце своей жизни, будучи неизлечимо психически болен, писал космические пейзажи. Спустя сто лет ученые-астрономы в мощные телескопы фотографируют

отдаленные участки Вселенной, и эти фотографии - буквальные копии вангоговских работ.

 

    Николай Савельевич Скоробогатский и Яков Романович Исаков - представители старшего поколения. Художник Скоробогатский разменял десятый десяток. Инвалидность

по зрению не является помехой для творческой и социальной активности этого человека. Система многократных линз позволяет незрячему художнику создавать

тонкие реалистические пейзажи. Добавим к этому, что Николай Савельевич в свои девяносто с лишним лет самостоятельно делает подрамники, натягивает холсты

и на специально сконструированном приспособлении собирает рамы. Отсутствие зрения этому не помеха.

 

    Глубокий психологизм характеризует «Портрет матери» Якова Романовича Исакова. Потеряв большую часть зрение в возрасте шести лет, он свыше шестидесяти

лет рисует. Художник самостоятельно освоил технику и навыки живописи, разработав собственную методику.

 

    Дмитрий   Дидоренко   -  профессиональный художник. Участвуя в поисковой экспедиции по захоронению останков воинов, погибших в Великой Отечественной

войне, он подорвался на мине и ослеп. Сила воли и желание оставаться художником помогли Дмитрию не просто продолжать творить, но и  изобрести свой неповторимый

почерк. В энциклопедии искусств, вышедшей многотомным изданием в Мюнхене в 2000 г., он отмечен не как незрячий художник, а как автор, создавший в изобразительном

искусстве свой собственный стиль. В настоящее время Дмитрий живет в Харькове и активно продолжает заниматься творчеством.

 

    И, наконец, седьмой участник этой необычной выставки - Сергей Царапкин. Лучше всяких слов о любом художнике расскажут его работы. Мы отметим здесь одну

особенность его творческого пути. После окончания Московского университета в 1991 г. Сергей уезжает в мужской монастырь -Оптину Пустынь. «

 

    «В тридцать пять лет, когда зрение после перенесенной в детстве болезни приблизилось к нулю, Господь в монастыре сказал мне «Рисуй!» У меня было отнято

наружное зрение, чтобы смог развить зрение внутреннее. Потеряв зрение, я стал художником», -  рассказывает Сергей.

 

    Что же видит незрячий художник? Может быть, его слепота, как это ни страшно прозвучит, помогает ему сквозь пеструю мишуру событий увидеть что-то главное,

что наполняет этот мир непреходящим смыслом?

 

    Искусство - прекрасная иллюзия, причудливый мираж, сотканный из фантазий. Пространство и время концентрируются здесь до степени, когда одна секунда

переживания по своей силе способна соперничать   с   вечностью.

 

    «Восприятие окружающего мира авторами представленных произведений отражает выставка «Под сенью Гомера». Восхищают  удивительные по своей красоте и мастерству

деревянные фигурки и композиции Романова А.

 

    Люди, написавшие эти картины, достойны восхищения.  У них свое восприятие  этого мира. Для них он чистый, светлый, особенный. В этой жизни они прошли

через множество трудностей, но это не сделало их жестокими. Наоборот, они стали лучше понимать происходящее вокруг них. Я запомню эти работы на всю жизнь».

 

    Лиля, школа-интернат №5 для слепых и слабовидящих детей, г. Москва.

 

    «В выставке больше всего поражает жизнерадостное искусство незрячих художников. Все картины полны моментами изменяющейся кипучей жизни. На них можно

смотреть долго и радоваться красоте мира».

 

    Егорова О., преподаватель рельефного рисования в школе-интернате №1 для слепых детей.

 

    «Смотря на картины и работы, которые представлены на этой выставке, уже не страшно, если судьба преподнесет какие-либо невзгоды».

 

    Дагестанская региональная организация ВОС.

 

    «Я, Парамей О.В., доктор медицинских наук, офтальмолог, и мои учащиеся-врачи, проходящие специализацию по заболеваниям глаз детей, - выражаем восхищение

по поводу увиденной выставки незрячих художников».

 

    «Люди, преодолевшие свой недуг, вырвавшиеся из «замкнутого круга», достойны восхищения».

 

    Горохова Т.Н., преподава тель резьбы по дереву Центре реабилитации инвалидов по зрению, г. Волоколамск»

 

    Среди приведенных цитат  из книги отзывов строки, написанные врачом-офтальмологом, заслуживают особенного внимания. Врачи лечат глаза незрячих, а творчество

незрячих людей дарит людям Свет и Надежду.

 

ЧИСТЫЙ ГОЛОС №4Г 2004

 

Hosted by uCoz