ПРЕОДОЛЕНИЕ, СТАВШЕЕ СЧАСТЬЕМ!

 

    Становится нормой  видеть в контексте культурного пространства России людей с особенностями физического развития.  Язык не поворачивается назвать их инвалидами. Это художники, поэты, мастера художественного слова, артисты, музыканты, скульпторы.  И общество уже готово  согласиться: это новые краски в богатой палитре современной русской культуры. НО  инвалиды на сцене! неслышащие и невидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушениями умственной деятельности (синдром дауна и олигофрены) -  этакая театрализованная больница. Сочувствие к обездоленным и страх увидеть человеческую боль со сцены.  Из подобных представлений растут  непреодолимые стены, в которые загоняет себя современное сознание.

 

    Всероссийский фестиваль особых театров  "протеатр" разрушает подобные стереотипы.  Фестиваль проходил на легендарной сцене театра Государственного института театрального искусства с 20 по 26 сентября 2004 г.

 

    Более семидесяти коллективов из различных регионов России прислали на отборочный тур второго фестиваля  видеозаписи  своих работ.

 

    Жюри под председательством народной артистки России  Ольги Остроумовой выбрало одиннадцать лучших  и, назвав их лауреатами, пригласило в Москву. Были так же разосланы специальные приглашения другим театральным коллективам.

 

    Всего за фестивальную неделю на сцене выступило шестнадцать  особых театров. География представленных коллективов уже говорит о масштабности этого явления: Москва и Ярославль, Великий Новгород и дзержинск, липецк и Ногинск, Улан-Удэ и Одесса, Киев и Ставрополь, Лондон и  Берлин.

 

    В фойе театра были развернуты выставки художников творческих объединений "Гомер" и "Гефест", а на сцене в переполненном зале открывала фестиваль народная  артистка  Советского Союза Вера Васильева:  «Сегодня на этой сцене люди победившие в серьезном соревновании. ОНи  сумели выразить свою душу, свое понимание прекрасного, свое желание соединиться со зрителем.

    Я понимаю, что такое страсть к актерской работе, и как трудно бывает любому артисту.  Очень хочется, чтобы все испытали радость  от этой встречи. Находящимся в зрительном зале хочется   пожелать, чтобы  вы почувствовали огромную благодарность  к людям, прошедшим  тяжелое преодоление, которое  всегда есть счастье!".

 

    Открывал фестиваль Спектакль «Крылья даны всем», по произведению Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» /Учебный театр театрального факультета Государственного специализированного института искусств г. Москва\. Более часа (время длительности спектакля) актеры со сцены не произносят ни одного слова.  Средствами выразительности служат хорошо подобранное музыкальное сопровождение, декорационный минимализм и, главное,  сами актёры. Они разговаривают со зрительным залом  своими телами.  Выразительные жесты, великолепная пластика, живая мимика,  групповые композиции, то скульптурно  замирающие, то превращающиеся в  ритмический полет.  Удивительная чуткость ритма, чувство коллективного действия, требующего чёткости и слаженности.  И когда актеры со сцены представляют полет птиц, зритель верит, что Крылья даны всем!

 

    Народный театр "Внутреннее зрение" представил пьесу Н. Эрдмана "Самоубийца". Актеры свободно существуют на сцене.  Хороша их речь:  точная, образная, действенная.  На сцене виден актерский ансамбль.  В пьесе заняты семнадцать человек, среди которых большая часть,  это незрячие  актеры.  За два часа до начала спектакля, когда актеры «осматривались» на новой для них  сцене (незрячим это необходимо), актриса играющая одну из центральных ролей в спектакле, вдруг падает со сцены.  Спектакль под угрозой срыва.  Но Ирина Кравченко не просто нашла в себе силы сыграть, а  сделала это на высочайшем уровне.  Зритель видел  стервозную прихрамывающую тёщу.  После спектакля  в больнице, куда была отвезена актриса, был установлен перелом.

 

    Театральная студия "Круг" представила музыкальный спектакль "Волшебная флейта" по мотивам оперы Моцарта.  Театр существует с 1996 г. при РООСТР "Круг" ( региональная общественная организация социально-творческой реабилитации). Руководители попова Н.Т., Бабич Н. Ф., Афонин А. Б. -  прекрасный актерский  ансамбль. Справа от сцены  -  маленький оркестр. Скрипки, виолончели, флейта, фортепиано.  Дети играют Моцарта, а на сцене разворачивается волшебная сказка. Соло, дуэт, хоровое пение. Дети поют. Великолепная сценография, танцевальные постановки,  композиционные решения и роскошные костюмы, которые ребята сами шьют в своих мастерских.

 

    К сожалению, нет возможности уделить  всем, несомненно достойным,  коллективам внимание. Но хочется еще представить  один необычный коллектив из Великого Новгорода.

 

    Это Народный театр неслышащего актера "Жест". Он представил спектакль "Этюды о любви". Фантазия по пьесам Слоповского и Василенко... Редкий жанр миниатюр связанный одной темой. И хотя  театр "Жест" театр неслышащих актеров, но в этом спектакле принимали участие  артисты с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  Как можно выразить свое чувство другому человеку, если любишь?  Голос, глаза, речь -  это лишь средства. Из сердца растет цветок любви, а актер на сцене должен совершить такое действие, чтобы зритель поверил ему.  Это маленькое чудо со сцены дарили залу неслышащие актеры.  Вечная любовь была есть и будет!  Это еще раз доказал всем театр "Жест".  Благодарностью за это были самые продолжительные аплодисменты.

 

    Фестиваль не превратился в  инвалид-шоу.  Все представленные спектакли выглядели интересными самобытными верхушками огромных айсбергов, подводная часть которых, это труд многих людей, взрослых и детей,  больных и здоровых, режиссёров и педагогов.  Труд кропотливый, ставящий своей целью, чтобы человек, имеющий особенность физического развития, и общество, смотрящее на этого человека, видели не объект социальной помощи  инвалида, а яркую самобытную творческую личность.

 

    В заключение надо назвать тех, благодаря кому это самобытное явление культурной жизни России состоялось:

РООСТР «Круг» (Москва),  HANDICAP INTERNATIONAL  Институт философии РАН (Москва),  при сотрудничестве и поддержке  Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства иностранных дел РФ,  Правительства Москвы, Комитета общественных связей города Москвы, Департамента социальной защиты населения города Москвы;   Программа Matra/KAP Посольства Королевства Нидерландов,  Программа «Помощь детям-сиротам в России», финансируемая Агентством США  по международному развитию (АМР США),  Программа «Новый день», учреждённая и финансируемая АКБ «РОСБАНК», Детским Фондом ООН – UNICEF, Российским представительством Британского благотворительного фонда CAF,  ВОИ, ВОГ, Государственного специализированного института искусств при РМЦТРИ, Московского городского психолого-педагогического университета.

 

    До свидания, второй Всероссийский, и да здравствует третий Всероссийский фестиваль "протеатр"!

 

 

С. Царапкин, С. Юрьев.  14 октября 2004 г.

                                               

Hosted by uCoz